Операторы в ассемблере состоят из нескольких частей, или полей, каждое из которых имеет свою роль в определении действий программы. Например, в ассемблерном коде оператор может выглядеть так: LAST: JUMP START;
— это команда для возврата к началу программы.ВОЗВРАТ К НАЧАЛУ ПРОГРАММЫ
Рассмотрим структуру такого оператора:
- Метка (LAST): идентификатор, позволяющий ссылаться на данную строку кода из других частей программы.
- Мнемоника (JUMP): операционный код, который указывает на тип выполняемой операции, в данном случае — переход.
- Операнд (START): цель операции, в данном случае — метка, к которой нужно выполнить переход.
- Комментарий (
ВОЗВРАТ К НАЧАЛУ ПРОГРАММЫ
): пояснение, которое не влияет на выполнение кода, но помогает в понимании его назначения.
В зависимости от типа ассемблера формат размещения этих полей может быть различным:
- Фиксированный формат: каждое поле занимает строго определенное место в строке. Это было особенно актуально для старых систем, где код вводился с помощью перфокарт. Преимущество такого подхода в том, что не требуются специальные символы для разделения полей.
- Свободный формат: поля могут располагаться в любом месте строки и разделяются специальными символами — разделителями, такими как пробелы, двоеточия, точки с запятой, запятые и другие. Этот формат более гибкий и часто используется в современных ассемблерах, так как позволяет лучше организовать код и делает его более читабельным.
Такие разделители помогают в анализе и компиляции кода, позволяя ассемблеру точно интерпретировать, где заканчивается одно поле и начинается другое. Это особенно важно в комплексных операциях, где множество параметров и опций может быть задействовано в одном операторе.